Синдром Стива Джобса: как меняются московские офисы


Нужны ли в будущем офисы?

Для арендаторов и владельцев офисной недвижимостью сегодня актуален вопрос: нужны ли в будущем бизнесу привычные офисы, отдельная парта и компьютерный блок или люди будут способны работать дома, на пляже, в магазине, в спортклубе не менее эффективно, чем в «казенных» стенах?

С одной стороны, предпосылок сокращения потребности в стандартных офисах несколько. Во-первых, ручной труд активно автоматизируется при помощи облачных решений, аутсорсинга, digital-технологий, поэтому для многих компаний сейчас не редкость, когда непрофильные support-функции осуществляются на аутсорсе, например финансовые, бухгалтерские, HR, IT и прочее. Держать этот персонал в штате и тем более нести связанные с его работой в офисе затраты становится совсем невыгодно. Если НДФЛ при удаленной работе по-прежнему остается на уровне 13% в общеустановленном порядке, то накладные и операционные затраты на сотрудника заметно снижаются: работодатель может сократить расходы на аренду офиса, офисную мебель, технику, парковочные места, клининговую службу и т. д. Согласно данным международного рекрутингового агентства Hays, более половины компаний (63%) используют труд удаленных работников, однако только через пять — десять лет их количество вырастет до 11–20% общей численности штата.

Во-вторых, хорошо развитые технологии легко позволяют быстро и эффективно вести переговоры с помощью видеоконференций из любой точки мира, что существенно экономит место и самый главный ресурс — время.

Однако есть и обратные тенденции, которые позволяют думать, что формат традиционного офиса еще не изжил себя. Централизация и укрупнение бизнеса влекут за собой необходимость как минимум наличия в столице большого центрального офиса. «Яндекс» объединился с Uber, ПИК купил «Мортон» т. д. Большому, тем более многопрофильному холдингу необходимы точки концентрации — это говорит в пользу офисов.

Молодо-зелено, или Как офисный рынок меняет поколение Z

В этом смысле российская столица следует в русле мировых lifestyle-трендов — люди поколения Z желают жить в центре, в связи с чем давление на классические центральные офисные локации стало гораздо больше. «Белочки и парки» современного горожанина уже не так привлекают, жизненные приоритеты, несмотря на повсеместный ЗОЖ, меняются. Люди хотят меньше времени тратить на путь от работы домой, не откладывать жизнь на выходные. После того как они доберутся до своей «загородной идиллии», силы остаются только на сон, а им хочется жить сейчас. Современная мантра звучит так: пусть в мегаполисе, в съемной квартире и в получасе от работы, чем в загородной резиденции, но в полутора часах от офиса.

И судя по цифрам, работодатели прислушиваются к молодым и перспективным кадрам. По итогам трех кварталов 2018 года объем поглощения в офисах класса А, которые расположены преимущественно внутри Садового кольца, составляет 191 тыс. кв. м, что на целых 48% выше аналогичного показателя прошлого года. При этом в офисах класса В за Садовым отмечено незначительное — на 3% — сокращение объема чистого поглощения (в рамках погрешности), сейчас он равен 205 тыс. кв. м. Таким образом, спрос на офисы данной категории можно считать стабильным.

Синдром Стива Джобса

Сегодня во многом моду на офисном рынке задают IT-компании, они стремятся занимать центральные офисы и лучшие помещения, на которые раньше претендовали только банки и финансовые группы. К примеру, компания Avito занимает 11 тыс. м бизнес-центра «Белые сады», «Яндекс» — 50 тыс. кв. м в «Красной Розе». Ожидаемо, что лидерами по объему сделок по итогам третьего квартала 2018 года стали компании, представляющие сектор телекоммуникаций/медиа/технологий (ТМТ). Их доля в общем объеме составила 20%. В аналогичном периоде прошлого года первые строчки по объему сделок также занимали компании ТМТ — 21%, производственные — 16,5%, FMCG и B2B — по 11%, банки — 9%.

С развитием интернет-технологий растет спрос на программистов, талантов в этой сфере не хватает, особенно тех, кто выполняет функции разработчиков. Если их не хватает, соответственно, цена на них растет. У людей увеличивается доход, и они готовы уже работать там, где им удобно, стремятся к тому образу жизни, который могут себе позволить специалисты с высоким доходом. Плюс новое поколение в большей степени мобильно и не желает связываться себя долгосрочными обязательствами, покупать в ипотеку квартиры, машины и т. д.

Они тратят деньги здесь и сейчас, и потому живут в центре, чтобы недалеко было кинотеатр, театр, парк, а еще желательно и работа. Такие специалисты — люди с нестандартным мышлением, им легче работать в режиме перегрузки и встряски, им нужно больше развлечений. Из-за дохода они могут позволить себе жить в центре и не ездить полтора-два часа до работы. Они востребованы и могут выбирать лучшее. На профессиональном портале по поиску IT-специалистов «Мой круг» ежемесячно размещается 35% вакансий, предлагающих удаленную работу в сфере IT, при этом к удаленной работе готовы 67% специалистов. Налицо явный разрыв между спросом работодателей на удаленную работу и предложением со стороны соискателей на нее.

Любая компания встает перед выбором: отпустить работать такого специалиста домой, в кафе или даже на Бали и при этом существенно сократить затраты на его содержание за счет отсутствия офиса или (и такой вариант выбирает большинство компаний) иметь возможность контролировать этот талант и создавать для него «офис мечты» — в центре и со смузи.

Впереди нас могут ждать большие изменения не только офисного рынка, но и всей модели life-work-баланс, где последняя часть может перестать быть привязанной к определенному месту, а именно привычному офису. 

Источник