С электрички — в магазин: как открытие МЦК повлияло на посещаемость ТЦ

Таблица: Knight Frank

В рамках исследования аналитиками Knight Frank был проведен анализ пассажиропотоков станций в зависимости от направления следования. Станции МЦК были классифицированы на «конечные» (на которых люди не делают пересадок, а завершают или начинают свой маршрут), «пересадочные» и «смешанные» (на которых пассажиры одновременно делают пересадку и завершают/начинают поездку). Затем были определены ТЦ у станций МЦК, которые также были классифицированы по степени удаленности от станции. Были проведены замеры трафика в каждой из групп для расчета распределения потоков, затем на основе открытых данных о посещаемости ТЦ за 2015-2016 гг. был сделан расчет прироста трафика с учетом расположения, площади объекта, года ввода в эксплуатацию и т.п.

Лидеры по приросту трафика

Открытие станции «Владыкино» привело к 16%-му увеличению покупательского трафика в ТЦ «Парк Хаус Владыкино». Рост трафика в ТРЦ «Мозаика» рядом со станцией «Дубровка» составил за два года около 30%.

Самый значительный прирост трафика — в 4 раза — зафиксирован у ТЦ «Подсолнухи» на станции «Бульвар Рокоссовского». Открытие станции в относительно замкнутой части района изменило маршруты следования жителей, торговый центр получил возможность конвертировать большую часть нового потока пассажиров в своих посетителей, говорится в исследовании Knight Frank. На трафик «Подсолнухов» влияет не только расположенная в непосредственной близости станция «Бульвар Рокоссовского», но и соседствующие с ней «Белокаменная» и «Локомотив». Аналитики также отметили, что за прошедший календарный год сам торговый центр претерпел ряд изменений, повысивших его привлекательность: произошла ротация арендаторов, был создан фуд-холл, организовано проведение развлекательных мероприятий.

Сформировавшаяся аудитория

В остальных ТЦ рядом со станциями МЦК увеличение покупательского трафика составило 6-17%. Например, в ТЦ «РИО Севастопольский» прирост трафика составил 6%. По данным Knight Frank, это обусловлено давно сформировавшейся постоянной аудиторией торгового центра, открывшегося в 2005 году.

Для ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино» открытие станции «Ростокино» не оказало сильного влияния (прирост 6%). Те же 6% прироста зафиксированы в ТРЦ «Гагаринский».

ТРЦ «Хорошо!» открылся почти одновременно с ближайшей станцией МЦК «Хорошево». Таким образом, в транспортной доступности объекта уже учитывался пассажиропоток МЦК, фактический прирост составил 8%.

Результат по приросту трафика ТРЦ «Капитолий» на Севастопольском проспекте вблизи станции «Крымская» достиг 9%. Этот ТРЦ имеет сложившуюся постоянную аудиторию посетителей.

ТРЦ «Афимолл Сити», изначально имевший выходы со станции метро «Выставочная», не испытывал проблем с посещаемостью, поскольку основной контингент посетителей в будни — сотрудники бизнес-центров в ММДЦ «Москва-Сити». «Его трафик имеет тенденцию к росту, скорее, зависящую от темпов ввода новых офисов в эксплуатацию», — говорится в исследовании Knight Frank. Оценка влияния МЦК на трафик «Афимолл Сити» составила порядка 10% прироста.

В ТРЦ «Метрополис» на станции «Балтийская» прирост трафика составил 11% по сравнению с периодом до открытия станции. Открытие станции «Нижегородская» неподалеку от торгового центра «Город на Рязанском проспекте» позволило увеличить трафик на 13%.

ТРЦ «Ривьера» открылся в апреле 2016 года, в период слабой заполняемости торговых центров, и к моменту ввода в эксплуатацию станции «ЗИЛ» вакансия в проекте составляла около 15%. Объект еще выходил на свои проектные мощности, так что прирост трафика в 17% — это заслуга в большей степени менеджмента ТРЦ, нежели влияние транспортной инфраструктуры. Пока пассажиропоток станции — менее 25 тыс. человек в месяц, что явно недостаточно для оказания заметного влияния на посещаемость этого крупного торгово-развлекательного центра. Аналитики Knight Frank прогнозируют, что ситуацию изменит к лучшему ввод жилых объектов на территории «ЗИЛа». В результате реновации района появятся свыше 60 тыс. рабочих мест и более 70 тыс. квартир.

Аналитики Knight Frank прогнозируют дальнейшее развитие прилегающих к станциям МЦК территорий. Суммарно около станций МЦК насчитывается около 3,5 тыс. га территорий бывших промпредприятий или более 3% от общей площади всей «старой» Москвы, что является большим ресурсом для развития градостроительного потенциала столицы. Такие объемы позволяют создавать застройку различного целевого назначения, в том числе многофункциональные территории, сохраняющие баланс между жилой и коммерческой застройкой.

По данным Knight Frank вблизи станции МЦК «Угрешская» планируется построить торгово-развлекательный центр OzMall на Волгоградском проспекте (территория бывшего завода «Москвич»), предполагаемая площадь объекта более 200 тыс. кв. м.

Как открытие МЦК отразилось на рынке жилья

В 2018 году московские риелторы заметили существенный рост спроса на новостройки вблизи МЦК. По данным Est-a-Тet с октября 2017-го по октябрь 2018-го спрос на квартиры в новых ЖК, расположенных рядом с МЦК, вырос на 60%, составив 14% от общего количества зарегистрированных договоров участия в старых границах столицы.

Также выросли цены на вторичные квартиры в домах, расположенных у станций МЦК. За последние два года цены на вторичное жилье заметнее всего выросли на трех из 31 станции МЦК — «Хорошево» (+37,6%), «Деловой центр» (+37,1%) и «Бульвар Рокоссовского» (+31,7%).

Движение по МЦК было запущено в сентябре 2016 года. На текущий момент МЦК состоит из 31 станции. По официальной информации Московского метро, ежедневно МЦК пользуются около 400 тыс. пассажиров (около 700 тыс. поездок). Для сравнения пассажиропоток классических линий метрополитена — больше 9 млн поездок за день или около 3 млн пассажиров. По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, основной профиль пользователей МЦК: 61% — пересели с метро, 26% — с электричек, 13% — жители прилегающих к новым станциям районов.

 

Источник