Меньше, проще, дешевле: как новые форматы торговли меняют Москву


Как кофейни, бургерные и супермаркеты «у дома» стали главными двигателями торговли в столице


Фото: Алексей Смышляев/ТАСС

Московский рынок стрит-ритейла последние несколько лет переживет масштабную трансформацию: меняются не только основные игроки, но и наиболее востребованные нишы и форматы, а также спрос на торговые помещения в центре города. В результате одни из них месяцами не могут найти арендаторов, а другие становятся драйвером для развития бизнеса.

Рассказываем об основным тенденциях на рынке уличной торговли Москвы.

Супермаркеты вместо бутиков

За последние несколько лет в центре Москвы почти полностью сменился пул основных арендаторов. На это оказали влияние, в частности, запрет парковки, расширение тротуаров, превращение ряда улиц в пешеходные, а также повышение арендных ставок, которые оказались не под силу многим собственникам бизнеса.

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International:

— Главным трендом осени на центральных улицах столицы становится то, что пустые помещения с высокими ставками аренды занимают арендаторы продуктового ритейла и сдают в субаренду другим компаниям, тем самым делая мелкую нарезку в небольших помещениях, где в одном помещении сосредоточены несколько направлений синергичных товаров. Это позволяет небольшим игрокам, которые размещались в основном в спальных районах Москвы, рынка выйти на центральные торговые коридоры Москвы.

Это позволяет брать небольшое помещение, по ставке чуть больше, чем в спальных районах, но тем не менее выйти в центр для тех игроков рынка, которые раньше не могли себе позволить это. А это, в свою очередь, стимулирует рост уровня сервиса, которые и без того в Москве и так выше, чем в ряде европейских столиц. Таким образом, мы видим развитие сегмента фудкортов и фудхоллов в центре столицы за счет появления новых игроков и новых концепций.

Ирина Козина, заместитель директора направления стрит-ритейл Knight Frank:

— Большие супермаркеты уже почти полностью исчезли из стрит-ритейла, переквалифицировавшись в более компактные форматы. Гипермаркеты в основном размещаются в новых жилых кварталах или бизнес-центрах за пределами центра Москвы. Это вызвано тем, что на данный момент в центре нет нового строительства подходящего формата, а в старом фонде просто не осталось вакантных помещений такого размера. Более того, в старом фонде, как правило, в любой локации уже открыто несколько маленьких или стандартных супермаркетов, а потому конкуренция в центре крайне высока, и большой гипермаркет вряд ли сможет привлечь клиентов, уже привыкших делать покупки в определенном магазине. В новом фонде за пределами Садового кольца и ТТК стараются предусмотреть площади от 0,5 тыс. до 1,5 тыс. метров, и супермаркеты готовы их рассматривать, особенно с учетом невысоких ставок.

Спрос на небольшие помещения

Один из ключевых трендов на московской рынке стрит-ретейла — уменьшение средней площади помещений (вне зависимости от формата торговли) и переход на «мелкую нарезку»: собственники приобретают крупные помещения и делят их на блоки. В Knight Frank констатируют: таким образом можно значительно увеличить доходность помещения за счет повышения арендных ставок. При этом тенденция характерна не только для центра Москвы, но и для мест с хорошим пешеходным трафиком (например, у метро) в спальных районах в пределах ТТК.

Коллаборации в ритейле

Еще одно проявления развития мини-форматов — коллаборации ритейлеров с известными брендами. Подобная форма сотрудничества характерна как для крупных институциональных игроков, так и для малого бизнеса. «Для сокращения издержек от аренды и получения дополнительных синергетических эффектов компании готовы делить арендуемое пространство. Примеры таких коллабораций: Starbucks и банк «Открытие», Cofix и Теле2», — перечисляет старший директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Зульфия Шиляева.

Демократизация общепита

Московские операторы общепита все чаще делают ставку на доступные форматы: небольшое помещение площадью 150-200 кв. м, демократичное меню со средним счетом 1-1,5 тыс. руб., простой и функциональный интерьер.

«Экономическая ситуация, наблюдающаяся у нас в стране уже второй год, задала рынку тенденцию на снижение ценового сегмента, — подтверждает заместитель директора направления стрит-ритейл Knight Frank Ирина Козина. — Это хорошо видно на примере ресторанного бизнеса: за год нам поступило лишь две заявки от сегмента люкс, в то время как большинство наших клиентов — это заведения среднего сегмента и сегмента средний +». Кроме того, на рынок общепита в значительной степени повлияло появление фуд-холлов по типу «Депо» и фудмаркетов». Благодаря высокой посещаемости окупаемость таких проектов выше, чем у традиционных ресторанных форматов.

Заметное влияние на рынок столичного стрит-ретейла оказала растущая популярность кофеен разных форматов: если в третьем квартале 2015 года в центре города насчитывалась 101 кофейня, то осенью 2019-ого — 141, подсчитали ранее в компании Colliers International. При этом наиболее активно развиваются кофейни «одной цены», например, Cofix и OnePriceCoffee. «У таких операторов, как правило, нет особых технических требований к помещению, и они арендуют площади с высокими ставками. Такие заведения сегодня очень популярны и ежедневно обслуживают потоки клиентов», — говорит Ирина Козина.

Видео: Торговые центры будущего показали на MAPIC 2019


Недвижимость с Игнатом БушухинымВ Каннах на Лазурном берегу Франции прошла выставка MAPIC — это крупнейшее деловое мероприятие по аренде торговой недвижимости в Европе. Съемочная группа «РБК-Недвижимости» рассказывает о ТЦ будущего и трендах в ритейле

(Видео: Телеканал РБК)

 

Источник