Люди получат новую территорию при успешном освоении дальневосточного гектара


Если владелец дальневосточного гектара успешно освоит полученную от государства землю, то сможет претендовать на дополнительный надел. А если участок нельзя освоить, то его можно будет поменять. Такой законопроект минвостокразвития намерен внести в Госдуму уже в этом году. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал министр по развитию Дальнего Востока Александр Козлов.

Александр Александрович, транспортная доступность остается одной из главных проблем для дальневосточников. У кого хуже всего обстоят с этим дела и что планируете делать?

Александр Козлов: Это особенно актуально для северных территорий. Вместе с регионами мы сформировали список проблем в этой сфере. Получился довольно объемный том. Выделили приоритетные проекты, без которых Дальний Восток не может развиваться. Например, нашему региону крайне необходима модернизация аэродромной сети.

Мы с регионами отобрали 38 первоочередных и предложили к включению в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, который готовит минэкономразвития в рамках реализации национальных проектов. Среди них якутские Нерюнгри, Вилюйск и Верхневилюйск, чукотский Певек, Тында в Амурской области и другие аэропорты, нужные жителям Дальнего Востока.

Большой провал с социальной инфраструктурой. Чего больше всего не хватает?

Александр Козлов: Детских садов, школ, поликлиник и больниц, спортивных и культурных центров. Того, что определяет качество жизни. К концу 2020 года у нас завершится строительство и реконструкция более 190 социальных объектов. В этом году начинается строительство 163 из них. Средства на это идут из федерального бюджета, и они уже начали поступать в регионы.

Сейчас важно сделать так, чтобы вся новая инфраструктура была построена в срок и качественно. Совместно с регионами мы разработали планы-графики, где четко обозначены сроки. На всех стройках будут установлены камеры видеонаблюдения.

Минвостокразвития неоднократно заявляло о расширении программы «Дальневосточный гектар». Как именно и когда?

Александр Козлов: Программа развивается. В Государственной Думе прошел первое чтение законопроект, реализация которого позволит бесплатно получать землю на Дальнем Востоке соотечественникам, желающим вернуться на родину. Это дополнительный стимул выбрать именно наш регион. В прошлом году к нам приехали по программе переселения 5348 человек. Мы рассчитываем, что с появлением возможности взять землю и в короткие сроки оформить ее это число существенно увеличится. Ожидаем принятия этого закона к концу года.

Кроме того, мы готовим сейчас отдельный законопроект, в который будет включен ряд инициатив граждан нашей страны. Это касается получения дополнительной территории в случае успешного освоения первого дальневосточного гектара, обмена участка в случае объективной невозможности его освоения. Рассчитываем внести его в Государственную Думу до конца года.

Думаете, демографию удастся серьезно улучшить?

Александр Козлов: Проблемы на Дальнем Востоке в этой сфере копились не просто годами — десятилетиями. Демографическая ситуация отображает положение вещей и в здравоохранении, и в образовании, и в жилищном секторе, и в возможности реализовать себя на территории. Много всего. За 20 лет население нашего региона сократилось на один миллион человек в основном за счет миграции. Благодаря тому, что развитие Дальнего Востока сегодня является приоритетом национальной политики, и огромной поддержке территории на самом высоком государственном уровне отток населения удалось снизить за последние пять лет в два раза.

Доля ветхого и аварийного жилья на Дальнем Востокев 3,3 раза превышаетсреднероссийские данные

Постепенно меняется ситуация и с естественной убылью населения. На Дальнем Востоке уже есть регионы, показывающие прирост в этой сфере. Это Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Камчатский край. Все это хорошо, но мы все еще отстаем от других регионов по многим показателям, среди которых продолжительность жизни — у нас она в среднем составляет 70,1 года, тогда как по стране — 72,9. Тем не менее нам нужно добиться, чтобы к 2024 году она повысилась до 78 лет, как и по всей России.

Доля ветхого и аварийного жилья на Дальнем Востоке в 3,3 раза превышает среднероссийские данные (2,4 процента по России). И этот показатель надо не просто сокращать, а добиться его ликвидации.

Какие конкретно предложения минвостокразвития разработало для включения в нацпроекты по майскому указу?

Александр Козлов: Сегодня мы в регионе начинаем реализацию майского указа президента, который призван повысить качество жизни в целом по стране. К октябрю формируется 12 национальных проектов, среди которых демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда. Все дальневосточные регионы внесли свои предложения. Они касаются ликвидации второй смены в школах, оснащения учреждений среднего специального образования современным оборудованием.

Также мы включили предложения по так называемому целевому набору студентов в дальневосточные вузы. Такая программа предусматривает заключение договора между вузом, работодателем и студентом, который получит востребованную специальность и пойдет работать на конкретное производство. Ряд наших предложений касается развития спорта в дальневосточных регионах, оснащения нашей территории современными спортивными объектами.

Кроме того, мы предлагаем расширить государственную поддержку семей с детьми, причем не только многодетных. Предложения по развитию здравоохранения направлены на снижение смертности от онкологических заболеваний, выявление их на ранней стадии. Сейчас готовится общая концепция, которая будет представлена на заседании президиума Госсовета в дни Восточного экономического форума.

Как в регионе развивается туризм?

Александр Козлов: Туризм сегодня — одно из приоритетных направлений развития экономики Дальнего Востока. У нашего региона очень богатый потенциал в этой сфере, который долгое время был недооценен. Новые механизмы развития экономики региона — территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток — дали неплохой приток инвестиций и в туристическую отрасль. Сегодня в территориях опережающего развития (ТОР) и Свободном порту Владивосток (СПВ) реализуется 100 различных проектов в этой сфере, создается 6627 рабочих мест.

Конечно, этого недостаточно. В первую очередь, нам не хватает современной гостиничной инфраструктуры. Чтобы решить эту проблему, принят ряд важных инициатив и разрабатываются новые решения. Обнулен налог на прибыль для компаний, занимающихся туристско-­рекреационной деятельностью на Дальнем Востоке. Правительство уже утвердило перечь видов такой деятельности. Кроме владельцев гостиниц закон коснется тех, кто занимается ресторанным и развлекательным бизнесом, музейным делом и целым рядом других направлений.

37,5 тысячи электронных виз выдано иностранцам для посещения Дальнего Востока за год

Кроме того, утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы». В ней большое внимание уделено Дальнему Востоку, формированию у нас современной туриндустрии. Один из инструментов решения задачи — кластерный подход. У нас есть несколько таких проектов, они касаются сферы круизного туризма — «Амур», объединяющий Хабаровский край, Амурскую область и Еврейскую автономную область, «Приморье» и «Камчатка-Сахалин».

Какого роста внутреннего и въездного туризма в регион вы ожидаете?

Александр Козлов: Все эти инициативы бесспорно дадут мощный импульс развитию туристической отрасли на Дальнем Востоке. Уже сейчас турпоток растет впечатляющими темпами — за три года он вырос более чем в два раза: с 2,7 миллиона человек в 2015 году до 6 миллионов человек в 2017 году. Однако львиная доля туристов — 69 процентов — сегодня приходится на Приморский край.

Важно, чтобы и в другие дальневосточные регионы приезжало больше гостей. Этому будет способствовать расширение действия электронной визы на все дальневосточные международные аэропорты. До 1 сентября под эту задачу должны быть технически оснащены пять дальневосточных аэропортов: Анадырь, Благовещенск, Елизово (Петропавловск-Камчатский), Хабаровск, Южно-Сахалинск. Остальные международные аэропорты будут принимать гостей по электронным визам по мере оснащения специальным оборудованием. На сегодня электронную визу получили уже 35,8 тысячи иностранных граждан. Уверен, в дальнейшем эта цифра будет расти кратно.

Источник