Эффект бумажного стаканчика: как мода на кофе изменила ретейл в Москве


Растущая популярность заведений формата coffee-to-go заставляет их владельцев присматриваться к небольшим помещениям в центре города


Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

На протяжении последних нескольких лет Москва, подобно многим других мировым мегаполисам, переживает кофейный бум: новые точки по продаже популярного напитка (как сетевые, так и единичные) появляются в российской столице практически каждую неделю. По оценке компании JLL, сегмент кофеен растет на 10% за год и продолжит расти в ближайшее время.

Уже сейчас половина всех торговых помещений в центре Москвы сегодня заняты кофейнями, подсчитали аналитики компании Colliers International, проанализировав состав арендаторов в пяти крупнейших торговых коридоров Москвы (включают 48 улиц). Если в третьем квартале 2015 года в центре города насчитывалась 101 кофейня, то сегодня — 141, и сегмент все еще продолжает расти за счет появления новых форматов.

Кофейная экспансия

Спрос на кофейни начал зарождаться еще в конце 90-х — начале 2000-х годов. «Посетители на тот момент не были искушены выбором: кофейнями так называемой «первой волны» стали хорошо известные нам сети «Кофе Хауз» и «Шоколадница», а также уже закрывшаяся на данный момент «Идеальная чашка». Однако со временем кофейный сегмент эволюционировал и грянула вторая волна кофеен: в России открылся первый Starbucks в 2007 году, появились и другие представители — Costa Coffee, «Кофеин», Coffeeshop», — говорит директор направления стрит-ритейла компании Knight Frank Виктория Камлюк. То, что происходит с индустрией кофеен сегодня, эксперты относят к «третьей волне», которую отличают крафтовый подход к напитку: в индивидуальном порядке закупаются ингредиенты, создаются уникальные миксы, улучшается технология обжарки, а в процессе приготовления кофе используются современные высокие технологии.

К трансформации рынка привели изменения в поведении потребителей и развитие культуры кофейного напитка. «Общая тенденция хорошо видна по динамике на московском рынке. На активное развитие кофеен здесь повлияла политика властей по устранению нецивилизованного фастфуда: были закрыты многие точки общепита, не удовлетворяющие требованиям стационарного расположения. Все это заставило владельцев кофейных заведений предпринимать активные действия. Несколько сетей сократили количество торговых точек, в некоторых происходили слияния, а «Идеальная чашка» и вовсе покинула рынок. В 2014 году «Шоколадница» выкупила сеть «Кофе Хауз» и стала безусловным лидером рынка», — продолжает Камлюк.

Развитие кофеен в России: количество торговых точек на конец года

Источник